Часть II

 

ПРОГРАММА  подготОВки к ГАК ПО ВОЗРАСТНОЙ и ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ПРЕДМЕТ возрастной ПСИХОЛОГИИ, ЕЁ ПРИНЦЫПЫ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

 

Определение возрастной психологии как науки. Предмет возрастной психологии.

Принципы возрастной психологии: принцип развития, детерминизма, единство сознания и деятельности, развития психики в деятельности, индивидуального подхода к развитию психики ребёнка.

            Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь возрастной и детской психологии с другими науками: анатомией и физиологией, философией, психологией человека, дошкольной педагогикой, частными методиками, дефектологией и логопедией, методикой развития речи, изобразительной деятельности, музыкального развития детей и др.

            Современные задачи возрастной и детской психологии.

 

МЕТОДЫ возрастной ПСИХОЛОГИИ.  СПЕЦИФИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В детской психологии

 

            Стратегии исследования развития ребенка: поперечный срез, продольный (лонгитюдный) срез, экспериментально-генетическая, формирующая стратегия.

            Понятия метод и методика. Классификация методов возрастной и детской психологии.

Главные психодиагностические методы возрастной психологии.

            Наблюдение: определение, его достоинства и недостатки.

Виды наблюдения: по цели и программе проведения, по времени протекания, по охвату детей, по характеру взаимодействия с объектом, по характеру контакта и др. Привести примеры того или иного вида наблюдений. Использование ТСО в процессе наблюдения.

Фиксация результатов наблюдения: сплошная и выборочная (привести примеры). Дневниковые наблюдения.

            Эксперимент: определение.

Виды эксперимента: в зависимости от места проведения, от последовательности организации, в зависимости от научной дисциплины, от количества испытуемых. Ведущее значение формирующего эксперимента в отечественной детской психологии.

Вспомогательные психодиагностические методы детской психологии:  анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, беседа, близнецовый метод.

Социометрия: определение, значение её использования в работе с детьми, методика её организации с детьми дошкольного и школьного возраста. Работа воспитателя по итогам социометрии.

Тестирование детей: определение, задачи, виды тестов, правила тестового обследования детей. Привести примеры тестовых методик.

            Место использования вспомогательных методов в изучении особенностей психического (интеллектуального и личностного) развития детей-дошкольников.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

           

Проблема детского психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Закономерности психического развития ребенка по (Л.С.Выготскому).

1. Цикличность развития. Определение, привести примеры циклов интенсивного интеллектуального и личностного развития детей и циклов их замедления. Чем определяется ценность каждого года жизни ребёнка.

2. Неравномерность развития детей: определение. Раскрыть неравномерность личностного развития детей; неравномерность их интеллектуального развития. Привести примеры.

            3. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Привести примеры.

            4. Динамичность переходов от одного возраста к другому. Стабильные и кризисные периоды психического развития. Определение кризиса, его виды: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 6-7 и 11-12 лет. Краткая их характеристика: причины возникновения; показатели каждого возрастного кризиса развития, сроки начала и окончания. Значение возрастного кризиса в психическом развитии детей.

            5. Акселерация развития детей: определение, виды (физическая, социальная) и их показатели. Привести примеры. Причины появления акселерации и ее проблемы: позитивные и негативные.

            Значение знания данной проблемы в профессиональной подготовке дошкольных работников.

 

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ОБЩЕНИЯ

           

Влияние общения ребенка со взрослыми и сверстниками на его психическое развитие.

Основные формы (виды) общения ребенка с взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная форма общения. Их краткая характеристика по возрастным этапам онтогенеза. Значение каждой формы (виды) общения ребенка с взрослыми в их психическом развитии.

Ребенок в группе сверстников. Причины однополой и разнополой общительности, товарищества и дружбы у детей-дошкольников. Конфликты и линии примирения.

Стили взаимодействия взрослого с детьми (по К.Левину): авторитарный (императивный), либерально-попустительский, демократический. Раскрыть каждый стиль по следующему плану: определение, причины возникновения; его показатели (критерии); черты характера, формирующиеся под влиянием данного стиля у ребенка сангвинико-холерического и флегматико-меланхолического темперамента.

            Значение знания данной проблемы в практической деятельности дошкольных работников.

 

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ОБУЧЕНИЯ

 

Л.С.Выготский о проблеме взаимосвязи обучения и развития. в развитие данной проблемы: диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Обучение и сензитивные периоды развития психики ребенка. Уровень актуального развития, уровень ближайшего развития, зона ближайшего развития.

Роль обучения в формировании высших психических функций. Л.С.Выготский о сроках обучения детей.

            Современные подходы к поздним и ранним срокам обучения детей. Привести примеры из передового семейного воспитания детей, научных исследований.

            Значение знания данной проблемы в практической деятельности воспитателя ДОУ.

 

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                  Социально-организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условие развития психических процессов и способностей ребёнка.

            Определение понятия ведущая деятельность и ее признаки (А.Н.Леонтьев).

Ведущая деятельность детей на каждом этапе онтогенеза. Её значение в психическом (интеллектуальном и личностном) развитии детей и в формировании других видов деятельности. Механизмы её формирования.

            Значение знания данной проблемы в практической деятельности воспитателя ДОУ.

 

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

            Общее понятие возраст и его виды: календарный, биологический, психологический и социальный. Краткая их характеристика. Определение соотношения календарного и психологического возрастов. Проблема уровней психического развития детей.

            Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии (Ж.Пиаже, З.Фрейд и др.) и отечественной (П.П.Блонский, Л.С.Выготский).

Основания для возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования. Их краткая характеристика. Вклад Д.Б.Эльконина в дальнейшее развитие возрастной периодизации психического развития.

            Значение знания данной проблемы в практической деятельности дошкольных работников.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА.  КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ

 

Особенности развития чувствительности у плода ребенка к моменту рождения. Факторы, неблагоприятно отражающиеся на его развитии. Условия, необходимые для полноценного развития плода будущего ребенка.

Антропометрические данные новорожденного и их влияние на дальнейшее развитие.

Особенности развития всех видов ощущений у новорожденного. Безусловные и условные рефлексы. Опасность кризиса новорожденности для жизни ребенка.

            Комплекс оживления. Компоненты комплекса оживления. Традиционный и современный подход к нему (по М.И.Лисиной).

            Важнейшие физиологические и психические новообразования к концу 1-ого месяца жизни.

            Условия развития новорожденного.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ   МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.  КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Непосредственно-эмоциональное общение младенца с взрослым  ведущая деятельность ребенка. Ее значение в психическом развитии младенцев.

            Развитие рецепторной сферы (зрительного и слухового сосредоточения), движений. Их значение в развитии психики младенца: внимания, ощущений, памяти и др.

            Развитие хватания, манипулирования (повторных движений, цепных, предметно-специфических), подражания на первом году жизни и их роль в психическом развитии.

Подготовительный этап в развитии речи: гукание, гуление, лепет, первые слова. Автономная речь младенца, ее особенности (Л.С.Выготский).

            Важнейшие физиологические и психические новообразования к концу 1 года жизни.

Кризис первого года жизни, его причины. Значение данного кризиса в дальнейшем развитии психики и личностных новообразований ребенка.

Условия развития детей-младенцев на первом году жизни и в течение кризиса.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.  КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

           

Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Особенности первых представлений о себе: узнавание своего имени, отдельных частей своего тела, своего изображения в зеркале и т.д. Установление связи чувств и желаний с представлениями. Роль оценки поведения ребенка взрослыми в развитии зачатков самосознания. Усвоение правил взаимоотношений людей и формирование притязаний на признание. Имя как первое звено структуры самосознания. Возникновение мотивов поведения и стремления к самостоятельности.

Расширение сферы общения и освоение правил поведения. Изменение позиции ребенка по отношению к окружающему.

Особенности эмоциональной жизни ребенка-преддошкольника.

            Ранний возраст сензитивный для сенсорного развития детей. Особенности развития ощущений. Роль сенсорных эталонов в развитии ощущений. Доминирование развития восприятия в раннем возрасте. Краткая характеристика особенностей восприятия у преддошкольников. Зависимость развития всех других психических процессов и личностных образований преддошкольников от восприятия. Привести конкретные примеры.

            Развитие предметных и орудийных действий и мышления. Процессы мышления в раннем возрасте. Отличие мышления ребенка от интеллектуального поведения обезьян.

            Особенности внимания, памяти и воображения преддошкольников. Речевое общение условие передачи готовых форм чужого опыта и формирования познавательного отношения к окружающему. Роль речи в развитии психических процессов. Формирование речевого мышления.

            Кризис трех лет кризис семизвездия, его причины (противоречия) и внешние проявления. Краткая характеристика каждого его признака: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия и др. Проявление кризиса 3-х лет в трех сферах отношений ребенка: к предметному миру, к другим людям и к себе.

            Индивидуальные особенности детей раннего возраста.

           

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ДАЛЬНЕЙШЕГО  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

           Прямохождение условие расширения мира ребенка.

            Развитие предметно-орудийной ведущей деятельности у преддошкольников. Присвоение человеческих форм предметной практической деятельности. Переход от элементарного манипулирования к предметным действиям, раскрывающим функциональные особенности предмета. Развитие орудийных действий у детей. Влияние предметной деятельности на психическое развитие преддошкольников.

            Появление новых видов деятельности к концу раннего возраста.

Особенности игровой деятельности ребенка. Предпосылки творческой игры: ознакомительный этап; отобразительная предметно-игровая деятельность, переход предметно-опосредованных операций в сюжетно-отобразительные. Развитие знаковой функции сознания: использование преддошкольником в игре предметов-заместителей.

            Особенности продуктивной деятельности (рисования) ребенка-преддошкольника. Подготовительный этап. Чтение собственного рисунка.

            Зарождение трудовой деятельности: развитие элементарных представлений о труде взрослых и собственного труда: самообслуживания, труда в природе и хозяйственно-бытового труда.

            Развитие речи основное психическое достижение раннего возраста. Количественная и качественная характеристика развития речи детей от 1г. до 1,5 лет и от 1,5 до 3-х лет (семантика, фонетика, лексика, грамматический строй речи). Переход к активному усвоению речи. Появление предложений основное новообразование в развитии речи преддошкольников. Виды предложений: аморфные, однословные, двух и трехсловные, их характеристика.

Начало периода почемучек и его значение в развитии психики ребенка раннего возраста.

           

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Определение продуктивной деятельности, ее видов. Психологические предпосылки для их развития.

            Психологическая характеристика изобразительной деятельности детей.

Факторы, влияющие на выразительность рисунка: степень интеллектуального развития детей, их игровой деятельности, здоровье ребёнка. Особенности рисунков дошкольников. Половая идентификация детских рисунков. Особенности рисунка больного и умственно отсталого дошкольника. Виды рисования и специфика их влияния на развитие личностных и интеллектуальных новообразований.

            Психологическая характеристика конструктивной деятельности дошкольников. Виды конструирования, их значение в развитии психики детей.

Психология музыкальной деятельности детей. Ее виды: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Их значение в психическом развитии (интеллектуальном и личностном) дошкольников. Современный подход к роли музыкальной деятельности в воспитательно-образовательной работе ДОУ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

            Психология трудовой деятельности детей-дошкольников. Психологические предпосылки для ее овладения. Представление детей о труде взрослых; половые различия. Становление собственно трудовой деятельности дошкольников: овладение самообслуживанием генетически первым видом труда, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом. Специфика каждого вида труда в психическом развитии и личностных новообразованиях детей дошкольного возраста. Связь детской игры с трудом.

Диагностика трудовой деятельности детей-дошкольников.

 

ТЕОРИИ ИГР В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

Происхождение игры, ее сущность и побудительные причины (теории Г.В.Плеханова, Д.Б.Эльконина). Вклад русских физиологов И.М.Сеченова и И.П.Павлова, отечественных педагогов   (К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой) и современных психологов (С.Л.Новоселовой и др.) в развитие теории игры.

            Разные концепции игр в зарубежной психологии: концепция немецких психологов К.Грооса, В.Штерна, американского психолога С.Холла, австрийского врача и психолога З.Фрейда, итальянского врача и педагога М.Монтессори, швейцарского психолога Ж.Пиаже и др.

 

ИГРА ВЕДУЩая ДЕЯТЕЛЬНОСТь детей  дошкольного возраста

 

Личностное развитие детей в творческой игре: развитие мотивационной сферы, уровня притязаний на признание, самооценки. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников в процессе игры, развитие их интересов и творческих способностей.

Интеллектуальное развитие детей в творческой игре: развитие ощущений и восприятий, их видов, мышления (мыслительных процессов, форм и видов мышления, качеств ума), знаковой функции сознания, различных видов и свойств памяти, творческого воображения, внимания (ее видов и свойств), монологической связной речи.

Проблемы детской игры. Различный подход к побудительным причинам детских игр в зарубежной и отечественной психологии. Классификации детских игр в зарубежной и отечественной психологии. Различные классификации детских игрушек. Роль игрушек и игрового материала в развитии детских игр. Место игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

            Сюжетно-ролевая игра: определение, ее структурные компоненты (по Д.Б.Эльконину):

1. Тема игры: определение; примеры тем игр младших, средних и старших дошкольников; их значение в психическом развитии детей.

2. Роль: определение; мотивы выбора детьми той или иной роли.

3. Игровые действия: определение; примеры игровых действий, их своеобразие.

4. Сюжет игры: определение; примеры сюжета игр детей в младшем, среднем и старшем возрасте; причины, влияющие на  выбор сюжета детьми.

5. Содержание игры: определение; каково главное содержание ролевых игр в каждом дошкольном возрасте. Уровни содержания детских игр: высокий, средний, низкий. Их критерии и краткая характеристика уровней ролевой игры.

6. Внутренние правила: определение; примеры правил игры; факторы, влияющие на установление внутренних правил в ролевых играх.

7. Игровое употребление предметов: определение, примеры.

8. Реальные и ролевые отношения детей в игре: их определение, примеры. Ролевые отношения в игре средство нравственного развития детей Использование игровой терапии для коррекции различных отклонений в поведении дошкольников (агрессивности, замкнутости, инфальтивности).

            Изменение сюжетно-ролевой игры и ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного детства.

            Влияние творческой ролевой игры на психическое (личностное и интеллектуальное) развитие ребенка.

Диагностика творческой ролевой игры.

           

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕНИЯ  К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Обучение: определение.

Формы обучения детей в связи с гуманизацией дошкольного образования: с учетом количества детей и видов их деятельности.

            Предпосылки формирования учения в дошкольном возрасте.

Зарождение учения дошкольников в рамках творческой ролевой игры. Привести примеры. Задачи учения в дошкольном возрасте.

Уровни развития учения старших дошкольников (по А.П.Усовой): их критерии и краткая характеристика.

Необучаемость определенной категории детей, ее причины.

            Особенности дидактической (интеллектуально-развивающей) игры для подготовки дошкольников к учению.

Классификация дидактических игр: по использованию материала, по цели и содержанию обучения, по форме проведения.

Значение каждого вида дидактических игр в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Структурные компоненты дидактической игры (их определения и краткая характеристика): дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, игровые правила, содержание игры.

Раскрыть структуру на конкретном примере одной дидактической игры для дошкольников.

            Вклад отечественных ученых в исследование дидактических игр.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Мотив, мотивация: их определение. Развитие мотивационной сферы дошкольников.

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Игровые мотивы. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению. Позитивные формы самоутверждения детей (притязание на исполнение главных ролей в творческих играх) и негативные: детская ложь, капризы и упрямство. Нравственные мотивы. Познавательные мотивы. Соревновательные мотивы. Мотивы стать школьником.

            Основное новообразование мотивационной сферы дошкольника. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте. Предпосылки развития самосознания.

Особенности самооценки младших и старших дошкольников. Факторы, влияющие на развитие самооценки ребёнка. Осознание себя во времени.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Эмоции и чувства: определение, их значение в психическом развитии детей.

Общие закономерности развития эмоций и чувств у детей.

Личностный аспект развития эмоций и чувств: их зависимость от индивидуально-типологических особенностей детей, возрастных этапов развития, возрастных кризисов, уровня самооценки. Привести примеры, подтверждающие личностный аспект развития эмоций и чувств у детей.

Формы переживаний эмоций детьми. Стенические и астенические  эмоции: определение; перечислить, какие конкретные эмоции относятся к той и другой группе указанных переживаний. Настроения. Влияние эмоций и настроения на здоровье ребёнка и психическое развитие. Какие черты характера развиваются у детей под влиянием каждой группы переживаний.

            Фрустрация и ее проявления у дошкольников в виде агрессии и депрессии. Их определения, причины возникновения и влияние на личностное развитие детей.

            Развитие высших чувств у дошкольников: интеллектуальных, нравственных, праксических и эстетических. Их определения, какие конкретные чувства входят в каждую группу. Нравственные чувства, выражающие отношение к коллективу, другим людям, к себе, к труду (положительные и отрицательные). Негативные образования у детей: гнев, зависть, злорадство, каприз, лживость, недоброжелательность. Причины их возникновения, социальная терапия.

            Диагностика эмоциональной сферы ребенка.

Условия развития стенических эмоций и высших чувств у дошкольников.

 

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Определение воли; его значение в психическом развитии детей и подготовке к школьному обучению. Показатели проявления воли ребенком-дошкольником. Два уровня развития воли (Л.С.Выготский): слепая (гипобулическая) и целевая (культурная) воля.

            Развитие произвольных движений одно из первых проявлений воли в онтогенезе.

            Становление этапов волевого действия у дошкольников: мотивированный выбор цели, принятия решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий в процессе преодоления препятствий, оценка полученных результатов.

            Личностный аспект развития воли. Волевые качества личности, которые необходимо формировать с детства. Отрицательные качества: импульсивность, упрямство, нерешительность, внушаемость, причины их возникновения. Современный подход к развитию волевых качеств у детей.

            Диагностика развития воли у детей 5 7 лет.

            Условия формирования воли у дошкольников.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

 

Способности: определение, их значение в психическом развитии детей.

Задатки биологическая основа развития способностей.

Развитие познавательных способностей: сенсорных и интеллектуальных. Предпосылки познавательных способностей. Исследования Л.А.Венгера и его сотрудников по формированию у дошкольников познавательных способностей на основе наглядного моделирования.

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.

            Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, способности к театральной деятельности и др. Краткая характеристика. Предпосылки для их развития у детей.

            Вундеркинды; конкретные примеры. Возможные ошибки в их воспитании.

Диагностика творческих способностей старших дошкольников.

            Условия развития способностей у детей.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

            Речь: определение, значение речи в психическом развитии детей.

Развитие лексики и грамматического строя речи у детей 3, 4 и 5-7 лет. Связь лексики с ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формами общения ребенка с взрослыми. Степени обобщения слова детьми. Осознание словесного состава и грамматического строя речи детьми 5-7 лет.

            Особенности развития звуковой стороны речи у младших, средних и старших дошкольников. Осознание звукового состава слова детьми.

Период почемучек у младших дошкольников: последовательная постановка вопросов детьми, их значение в психическом развитии. Отсутствие вопросов у ребенка 2,5 4 лет тревожный симптом. Методика работы с ребенком, не задающим вопросов.

            Период детского словотворчества, его причины.            Эгоцентрическая и внутренняя речь, ее сущность: позиция Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Развитие планирующей функции речи.

            Усвоение грамоты в процессе обучения.

            Диагностика речи старших дошкольников.

            Пути и средства развития речи у дошкольников как средства коммуникации.

 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ дошкольников

            Сенсорное развитие: определение, его значение в психическом развитии и личностных новообразований детей. Психологические основы сенсорного развития.

            Развитие основных видов чувствительности у детей: зрительной, слуховой (музыкальной и фонематического слуха), обонятельной, вкусовой, тактильной.

            Особенности развития сложных форм восприятия у дошкольников: восприятия пространства, времени, целого и части,  картины, художественного произведения, человека.

            Последовательность формирования действий восприятия (методика обследования предметов) и усвоение сенсорных эталонов как основа сенсорного развития ребенка.

            Психологические проблемы сенсорного воспитания детей. Традиционный и современный подход к сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста (Л.А.Венгер, Э.Пилюгина).

            Диагностика сенсорного развития детей.

            Условия, благоприятные для сенсорного развития детей.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 

            Мышление: определение, его значение в психическом развитии детей и подготовке к школьному обучению.

Развитие видов мышления у детей.

Наглядно-действенное мышление: определение, его значение в психическом развитии детей. Этапы развития наглядно-действенного мышления: связь с развитием манипулирования у младенцев, предметно-орудийной деятельностью у преддошкольников. Формирование у дошкольников на основе наглядно-действенного мышления поисковой и планирующей деятельности (Н.Н.Поддьяков).

Наглядно-образное мышление: определение, его значение. Формирование у дошкольников на его основе знаковой (символической) функции сознания.

Логическое мышление: определение, его значение. Формы мышления и их влияние на развитие логического мышления.

Житейские и научные понятия (Л.С.Выготский): их определения и краткая характеристика. Разновидности научных понятий, которые необходимо формировать у дошкольников: по содержанию, по степени отвлечения в них, по объему.

Суждения, которые формируют у дошкольников: общие, частные и единичные, утвердительные и отрицательные, истинные и ложные. Привести примеры.

Умозаключения, которые формируют у детей: индуктивное и дедуктивное. Привести примеры.

Взаимосвязь всех видов мышления. Усложнение и расширение круга мыслительных задач в дошкольном детстве.

            Особенности развития мыслительных процессов у детей как основы развития мышления (всех его видов). Привести примеры развития отдельных мыслительных процессов с учетом возрастного генезиса.

            Развитие качеств ума у дошкольников. Привести примеры.

            Связь мышления с развитием речи у детей. Эгоцентризм детского мышления (Ж.Пиаже и Л.С.Выготский), синкретизм. Феномены Ж.Пиаже.

            Проблемы умственного воспитания детей в связи с гуманизацией дошкольного образования.

            Диагностика мышления у детей.

Условия развития мышления у детей.

 

РАЗВИТИЕ ЗНАКОВОЙ (СИМВОЛИЧЕСКОЙ) ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ   УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Знаковая (символическая) функция сознания: определение, ее значение в интеллектуальном развитии детей.

            Виды знаковой функции сознания, которыми должен овладеть ребёнок: замещение, кодирование, моделирование, схематизация.

Использование наглядного моделирования при подготовке детей к обучению грамоте (Д.Б.Эльконин), при ознакомлении с окружающей родной природой (Н.Ф.Виноградова и др.), при ознакомлении с художественной литературой (О.М.Дьяченко), в игровой деятельности дошкольников, в продуктивных видах деятельности: конструировании, музыкальной деятельности.

            Диагностика развития знаковой функции сознания у старших дошкольников.

 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

 

            Определение внимания, его значение в психическом развитии детей и подготовке к школьному обучению.

            Развитие видов внимания у дошкольников: от непроизвольного к произвольному и послепроизвольному. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания в дошкольном возрасте.

            Развитие основных свойств внимания у дошкольников: устойчивости, длительности, распределения, переключения и объема (раскрыть на примере генезиса развития внимания у младших и старших дошкольников).

            Рассеянность у детей, его причины.

Диагностика внимания у старших дошкольников.

            Пути и средства организации и поддержания внимания дошкольников.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

 

            Память у дошкольников центральный познавательный психический процесс (Л.С.Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.). Ее значение в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Непроизвольная память детей: определение, основное содержание и ее причины. Непроизвольное запоминание продукт целенаправленной, активной деятельности ребенка. Роль речи в непроизвольном запоминании детей (З.М. Истомина). Значение непроизвольной памяти детей.

            Развитие произвольной памяти у старших дошкольников: определение, два вида памяти по способам запоминания. Особенности механического запоминания: определение. Что дети запоминают механически, причины этого запоминания? Особенности развития логического запоминания у старших дошкольников.

            Диагностика памяти у детей.

            Основные пути и средства развития памяти у дошкольников. Привести примеры.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

 

Память, произвольная логическая память: определение, ее значение в психическом развитии детей и подготовке к школьному обучению.

Овладение детьми простыми мнемическими приемами: повторением (его формами) и сравнением.

Формирование у детей сложных мнемических приемов:

смыслового соотнесения (З.М.Истомина);

классификации (Л.М.Житникова);

смысловой группировки связного текста или составления плана (Н.В.Захарюта).

            Что общего в стратегии формирования вышеназванных логических приемов запоминания? Раскрыть методику каждого экспериментального исследования.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

 

            Определение воображения  (фантазии), его значение в психическом развитии детей в связи с гуманизацией дошкольного образования.

            Идеалистические концепции воображения (З.Фрейд, Ж.Пиаже).

            Зависимость воображения от развития мышления и речи детей (Л.С.Выготский). Обогащение и уточнение воспроизводящего воображения на протяжении дошкольного детства.

            Проявления творческого воображения дошкольников в ведущей игровой деятельности. Использование изобразительной деятельности детей-дошкольников в развитии творческого воображения (исследование О.М.Дьяченко); типы (уровни) развития воображения у детей. Приемы создания образов воображения у дошкольников.

            Некоторые индивидуальные особенности воображения детей.

            Диагностика творческого воображения у детей.

             Основные пути и средства формирования творческого воображения у дошкольников.

 

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ребенка К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

            Определение психологической готовности детей к школьному обучению: в узком и широком смысле слова. Традиционный и современный подход к данной проблеме в связи с гуманизацией дошкольного образования.

            Структурные компоненты психологической интеллектуальной готовности к школьному обучению.

            Возможности усвоения знаний и формирование готовности к школьному обучению у шестилетних детей. Дети 6 лет в подготовительных к школе группах детских садов и подготовительных классах школ.

Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

            Характеристика личностной готовности детей к обучению в школе и ее проблемы.

     Мотивационная готовность к школе.

     Социальная готовность к школе.

     Коммуникативная готовность к школе.

     Эмоционально-волевая готовность к школе.

            Исследования и методические пособия по проблеме психологической подготовки детей к школьному обучению.

Диагностика личностной готовности к школьному обучению.

 

КРИЗИС РАЗВИТИЯ 67 ЛЕТ И ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

            Кризис 67 лет, определение, его значение в интеллектуальном и личностном развитии детей. Показатели начала данного кризиса. Мнение отечественных психологов о сроках и показателях окончания кризиса (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер и др.). Связь кризиса 6-7 лет с адаптацией первоклассников к обучению в школе. Уровни адаптации: высокий, средний, низкий (В.С.Мухина и ее коллеги). Факторы, влияющие на адаптацию детей к обучению в 1-м классе.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

            Особенности физиологического развития младших школьников. Неравномерность психофизиологического развития у младших школьников.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

Формирование личности младшего школьника.

Развитие мотивационной сферы: разнообразных социальных мотивов учения, учебно-познавательных, мотивов самосовершенствования, мотивов достижения успеха, престижной мотивации, мотивации избегания неудачи, компенсаторной мотивации у неуспевающих школьников. Самосознание младшего школьника. Становление самооценки. Уровень притязаний младших школьников. Особенности развития воли. Волевые черты, формируемые в труде и учебной работе. Развитие характера у младших школьников. Высшие чувства и их развитие. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.

Развитие психических функций. Синтезирующее восприятие. Мышление доминирующая познавательная функция в младшем школьном возрасте. Житейские понятия. Формирование научных понятий, основ понятийного или теоретического мышления. Память младшего школьника и пути ее развития. Творческое воображение. Развитие внимания и речи. Развитие нового познавательного отношения к действительности.

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

            Учебная деятельность ведущая в младшем школьном возрасте. Особенности ее структурных компонентов.  

Мотивы учения, различные их виды: широкие социальные мотивы, узколичные, отрицательные мотивы. Снижение учебной мотивации к концу младшего школьного возраста. Возникновение позиции учащегося критерий нового уровня учебной мотивации.

            Учебные задачи. Умение выделять учебную задачу. Причины, затрудняющие выделение учебной задачи.

Учебные действия. Неоднородный состав учебных действий. Обучение учебным действиям, необходимым для овладения тем или иным учебным предметом. Общие приемы работы школьника. Наиболее распространенный прием заучивание учебного материала. Специальное целенаправленное обучение младших школьников приемам активной мыслительной обработке запоминаемого материала.

Действие контроля. Первоначальный контроль, производимый учителем. Обучение учащихся действиям контроля. Сравнение результата с заданным образцом основной момент действия контроля. Роль родителей в формировании у детей контроля.

Оценка. Оценка и отметка, их характеристика. Развернутые оценочные суждения. Школьная отметка как мощный мотивационный фактор познавательной деятельности. Её влияние на все сферы жизни ребёнка. Безотметочное обучение в 1-х классах массовых школ. Концепция обучения на содержательно-оценочной основе (Ш.А.Амонашвили).

            Отношение к учению и динамика его изменений на протяжении младшего школьного возраста. Возникновение интереса к содержанию учебной деятельности и его влияние на круг интересов.

 

КРИЗИС РАЗВИТИЯ 1012 ЛЕТ.  ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Анатомо-физиологическая перестройка организма у подростка, ее проявление в психологических особенностях возраста. Кризис 10-12 лет кризис переходного возраста. Разные подходы к пониманию причин возникновения, характера и значения подросткового кризиса. Три фазы данного кризиса: 1) негативная, или предкритичная, 2) кульминационная точка кризиса, 3) посткритичная фаза. Два основных пути протекания кризиса:

     кризис независимости: его признаки;

     кризис зависимости: его признаки.

Значение данных кризисов в развитии личности подростков. Ценность отрочества.

            Личность подростка. Личностная, эмоциональная нестабильность. Новый образ физического Я. Развитие нового уровня самосознания чувства взрослости и Я-концепции. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства. Личностная рефлексия. Уровень притязаний личности подростка. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний. Особенности развития характера. Развитие воли и стремление к самовоспитанию.

            Возрастание познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов. Формирование теоретического дискурсивного мышления.

Подростковые увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные, их характеристика.

Ведущая деятельность подростков интимно-личностное общение в системе общественно-полезной деятельности. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании со стороны коллектива. Дружба у подростков. Подростковые группы: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. Проблема отверженности в подростковом возрасте, ее причины и формы проявления. Низкая общительность. Квазиодиночество. Подростковая, или юношеская субкультура. Роль коллектива в формировании личности подростка.

Особенности отношений с взрослыми, прежде всего, с родителями. Противоречие между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления. Стремление к эмансипации от близких взрослых. Сложности в общении с родителями, конфликты, их причины. Стили семейного воспитания и их влияние на общение с детьми-подростками: демократический стиль, авторитарный, гипоопека, гиперопека,

            Ценность отрочества.

Подростки группы риска. Краткая характеристика: группы трудных подростков, причины их возникновения.

           

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

Обращенность в будущее аффективный центр жизни в ранней юности. Психологические особенности выбора профессии.

Физическое развитие в юношеском возрасте.

Условия развития личности в семье: разные варианты развития при благоприятном стиле отношений в семье и др. Возникновение особого интереса к общению со взрослыми, прежде всего, с родителями. Доверительность общения с близкими взрослыми.

Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста: проблемы IХ класса, проблемы Х и ХI классов.

Формирование личности юноши и девушки в условиях сложившегося коллектива. Условие формирования инициативы и самодеятельности, принципиальности и ответственности у старших школьников. Товарищеские отношения и их предпосылки. Юношеская дружба. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Самооценка юноши и оценка его коллективом. Юношеские дневники и их значение. Мотивы и ценностные ориентации. Формирование воли. Особенности эмоциональной жизни. Романтика, мечты, идеалы в юношеском возрасте. Общественная активность и формирование мировоззрения. Юношеская субкультура.

            Ценность ранней юности.

Юношеская сексуальность. Асоциальное поведение отдельных групп юношей и девушек.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ ВО ВЗРОСЛЫХ ВОЗРАСТАХ

 

Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека: молодость, взрослость, зрелость, старость. Стадии развития личности (по Э.Эриксону).

Молодость авторство собственного образа жизни.

Молодость важный этап развития умственных способностей человека. Мотивы учебной деятельность студентов. Потребность в самоутверждении. Противоречия, присущие студенческому возрасту: социально-психологические, противоречия, носящие дидактический характер, противоречия в овладении информационной культурой студентов.

Проблемы формирования профессионального самосознания.

            Взрослость. Особенности развития познавательной сферы психики взрослого человека. Трудовая, профессиональная деятельность ведущая деятельность взрослости.

            Особенности различий полов во взрослости. Мужественность и женственность. Кризис взрослости.

            Зрелость. Акмеология раздел возрастной психологии, изучающий человека в период расцвета всех жизненных сил человека. Осознание человеком ответственности и стремление к ней важный признак зрелости.

            Особенности половозрастных изменений в зрелом возрасте. Кризис зрелого возраста.

            Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. Типы стариков (по Ф.Гизе): негативисты, экстраверты и интроверты.

Типы приспособления отношения личности к старости (по Д.Б.Бромлею): конструктивное отношение, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, отношение враждебности к самому себе.

 

 

Для подготовки к государственному экзамену по возрастной психологии и психологии детей дошкольного возраста рекомендуем следующую учебную литературу.

 

1.       Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2.       Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? М., 1994.

3.       ГамезоМ.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.-Воронеж, 1998.

4.       Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько Минск, 1988.

5.       ЗеньковскийВ.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

6.       Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

7.       Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996.

8.       Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. М., 1971.

9.       Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.

10.   Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М., 1997.

11.   Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психол.-пед. факультетов. М., 1998.

12.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

13.   Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М., 1997.

14.   Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997.

15.   Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. М., 1991.

16.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. М., 1996.

17.   Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.

18.   Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Сайт управляется системой uCoz